Евангельская Христианская Церковь

Христианское религиозное объединение

"Празднование 150-летия выдающегося христианского и общественного деятеля И.С.Проханова - начало процесса публичной реабилитации российских евангельских деятелей".

Ведущие российские юристы пытаются сегодня разобраться с проблемой правового давления на т.н. "религиозные меньшинства". Почему же они, легализованные властью после закрытия КПСС в конце 20-го века, сегодня вдруг стали виновны во многих проблемах и не могут в полной мере пользоваться существующими конституционными правами на свободу совести и вероисповедания? На мой взгляд по причине того, что легализация еще не означает легитимизации. Поэтому не удивительно, что царско-советское «сектантское» клише наполняет собой и СМИ, и законотворческую, и правоохранительную деятельность современной России. Те, кому за 40, еще помнят как в Советском Союзе происходила смена идеологической парадигмы и последующая за ней реформа законодательства. Публичная реабилитация ранее репрессированных известных деятелей страны, среди которых Пётр Аркадьевич Столыпин, Императорская семья, Православное священство и множество других стала значимым фактором для примирения общества. Эти шаги послужили легитимизации идейного и духовного наследия предков. Некоторых же не стали реабилитировать по ряду причин. Но историческая память - открытая книга общества, в которой написано, что служит его благу и развитию, и что не служит. А вот попытки общественного забвения ярких исторических событий и личностей всегда приводят народ к тому тупику, в котором он некогда находился. К числу "оставленных в забвении" в настоящее время относятся многие евангельские духовные лидеры 19-20 веков, которые вносили позитивный вклад в развитие нашего общества, не смотря на постоянные угрозы безопасности и жизни. Вот лишь некоторые примеры: - Миссия иностранных евангельских специалистов-переводчиков Библии в Забайкалье начала 19-го века, послужившая как к развитию собственной образовательной и культурной баз коренных народов Российской империи, так и их глубокой интеграции в многонациональное общество страны. Руководитель миссии, англичанин Эдвард Сталибрасс был выслан властями, несмотря на прошения остаться служить людям в суровых краях, в которых были похоронены его жена и дети. - Отставной гвардии полковник и основатель евангельского пробуждения в Санкт-Петербурге второй половины 19-го века, В.А.Пашков и его соратники - члены Императорской семьи, правительства и дворяне, - заложили основы деклассирования современного общества, в то время только вышедшего из рабско-крепостничнской системы. Также им удалось показать позитивный пример социальной инвестиции сверх-капиталов в развитие образования и культуры членов т.н. "низших" сословий, что способствовало снижению социальных напряжений и оздоровлению общества, в целом. Будущий российский Министр-реформатор П.А.Столыпин говорил об этом так: "Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведёт к анархии…" В.А.Пашков был выслан из России с запретом на возвращение, умер в Европе и похоронен в Италии. Репрессирован за свои убеждения, что русское Православие должно жить по Евангелию и нести Евангелие каждому жителю страны, сотрудничая в этом с другими христианскими конфессиями. - В Минусинске Красноярского края силами местных верующих установлен мемориал на месте массовой казни в советское время 22 евангельских христиан, добросовестно живших и трудившихся во благо своих семей и страны, но расстрелянных за свою веру в Бога. В 2019 году главами и участниками 5-ти российских евангельских конфессий (РС ЕХБ, ВСЕХ, РОСХВЕ, РЦХВЕ, ЦХАСД) отмечалось 150-летие выдающегося христианского и общественного деятеля России, И.С.Проханова (умершего в изгнании из страны) - преемника и продолжателя вероподвижнечества В.А.Пашкова и его соработников. Научные и государственно-межконфессиональные мероприятия проходили на федеральных площадках, в т.ч. и в ОП РФ. Это - хорошее начало запоздавшей легитимизации евангельского сообщества России. Ведь многие концепции евангельских ценностей переняты у российских протестантов и успешно реализуются политическими и духовными центрами страны. Например, еще в 1924 году, в газете «Правда» появилась статья со ссылкой на публикацию одного из руководителей советского правительства, В.Д.Бонч-Бруевичa, в которой он называл евангельских христиан «примерными тружениками», формирующими экономический авангард в деревне. Он подчеркивал, что необходимо использовать огромный потенциал «свободных братских общин с коллективным производством, с общественной кассой, с равным распределением продуктов между всеми своими сочленами». А на недавно завершившемся VI Пленуме Христианского межконфессионального консультативного комитета Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион призвал христианские конфессии к сотрудничеству в расширении влияния Евангелия на современное общество нашей страны. На мой взгляд, публичная реабилитация репрессированных политической и судебной системами евангельских лидеров позволит, в свою меру, влиять на изменение преобладающего уже более столетия в сознании ответственных людей страны незаслуженного, негативного отношения к российским евангельским христианам. Для многонационального и многоконфессионального народа России очень важно жить в гармонии и созидании, которые формируются уважением и почтением, в том числе, к вере и исторической памяти его субъектов. Умерших в мучении и забвении собственной страной евангельских христиан уже не вернуть, но восстановление их светлого имени и памяти о добром наследии позволит избежать настоящим и будущим поколениям россиян унизительных ошибок прошлого.
Павел Владимирович Орехов.
Директор Международного института изучения Евангельского движения СНГ..